Цели и задачи

Цели

Целью является становление академии как крупного федерального и международного центра физкультурно-спортивного и педагогического образования, студенческого спорта, науки и культуры, способствующего национальному развитию, усилению интеллектуального, духовно-нравственного, спортивного потенциала общества, укреплению взаимопонимания между людьми, народами и государствами.

Задачи создания и развития академии

1.  Повышение уровня профессиональной подготовки физкультурно-спортивных и педагогических кадров в соответствии с требованиями инновационного развития страны.

2.  Достижение международных стандартов качества образования и науки, создание научно-образовательной базы формирования взаимовыгодных отношений международного (спортивного, научного и культурного) сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами.

3.  Формирование материально-технических, научных, образовательных и иных условий для инновационного развития отечественного спорта, физической культуры и туризма.

 

 Приоритеты развития академии 

 

Необходимость комплексного решения указанных задач позволяет выделить три основных приоритета в развитии академии на период 2010-2015 гг.:

  • утверждение академии в роли базового ресурсно-координационного центра системы непрерывного физкультурно-спортивного и педагогического образования; 
  • интеграция академии в мировое образовательно-научное,  культурное и спортивное пространство; 
  • реализация материально-технических, научных, образовательных и иных условий для инновационного развития отечественного спорта, физической культуры и туризма.

Такая система приоритетов позволит выстроить максимально эффективную и результативную траекторию развития академии в современных условиях модернизации отечественного образования, стратегии развития физической культуры и спорта, создания инновационной экономики, усиления интеллектуального, духовного и культурного потенциала общественного развития.

Названные приоритеты не охватывают всего объема проблем, стоящих перед вузом в ближайшее пятилетие. Они определяют направления и сферы первоочередного инвестирования внутренних и вневузовских ресурсов, формируют систему ресурсов развития непрерывного физкультурно-спортивного и педагогического образования, науки и культуры, подготовки конкурентоспособных спортсменов, специалистов, научно-педагогических кадров данного профиля.

 

Приоритет 1. Утверждение академии в роли базового ресурсно-координационного центра региональной системы непрерывного физкультурно-спортивного и педагогического образования

 

1.1. Создание организационных механизмов реализации системы непрерывного физкультурно-спортивного и педагогического образования

  • Создание комплекса инновационного типа – центра непрерывного физкультурно-спортивного и педагогического образования и науки, эффективно и качественно реализующего образовательные программы допрофессионального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, научные исследования в данных областях.
  • Организация (совместно с Министерством образования и науки РТ, Министерством по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ) региональной системы непрерывного физкультурно-спортивного и педагогического образования и науки (республиканского физкультурно-спортивного научно-образовательного кластера) на основе интеграции с физкультурно-спортивными учреждениями среднего, высшего и дополнительного профессионального педагогического образования Республики Татарстан и близлежащих регионов. 
  • Образование научного центра спортивной физиологии и реабилитологии, центра подготовки резерва сборных команд России и др., их ориентация на научное и научно-методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса ведущих спортсменов региона и страны. 
  • Организация системы мониторинго-маркетинговых исследований, прогнозирования кадровых потребностей в специалистах и спортсменах в соответствии с актуальными задачами развития экономики, науки, культуры, образования, спорта региона и страны.

 

1.2. Внедрение эффективной системы допрофессиональной подготовки
и работы с одаренной молодежью

  • Организация системы поиска физически  одаренной и спортивно талантливой молодежи, создание и постоянное обновление банка данных на одаренных детей, проявивших способности к различным видам спорта.
  • Развитие различных форм олимпиадного движения на базе академии, привлечение учащихся и студентов к участию в соревнованиях по видам спорта, конференциях и фестивалях по физкультурно-спортивной и оздоровительной тематике.
  • Создание и постоянное сопровождение банка данных на педагогов-тренеров, участвующих в допрофессиональной подготовке в научно-образовательном физкультурно-спортивном кластере, кураторов предпрофильных и профильных спортивных классов.
  • Проведение мониторинга развития предпрофильных и профильных спортивных классов (групп). Организация научно-методического руководства деятельностью профильных спортивных классов школ.
  • Открытие экспериментальных площадок на базе дошкольных образовательных учреждений.
  • Совершенствование форм профессионального отбора и повышение качества приема в академию. Определение приоритетных видов спорта. В качестве базовых приоритетных видов считать: хоккей с шайбой, хоккей с мячом (бенди), футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, большой теннис, тяжелая атлетика, плавание, гимнастика, борьба, единоборства, конькобежный спорт, лыжный спорт, шорт-трек.
  • Создание сетевой структуры работы со спортивно талантливой молодежью в рамках физкультурно-спортивного кластера.
  • Научно-методическое обеспечение деятельности по поиску, отбору и работе со спортивно одаренной молодежью, в частности, организация научных исследований на базе создаваемых центров, разработка и издание научно-методических рекомендаций, учебно-методической и справочной литературы в данной области.
  • Привлечение студентов и аспирантов университета к поиску и работе со спортивно одаренной молодежью.
  • Организация сотрудничества со средствами массовой информации по пропаганде идей здорового образа жизни, физического развития молодежи, спорта.  

 

1.3. Интеграция среднего и высшего физкультурно-спортивного и педагогического образования

  • Организация (совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан и Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан) мониторинга и прогнозирования перспективных потребностей регионального рынка труда физкультурно-спортивных работников.
  • Создание (совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан и Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан) системы кадрового аудита образовательных учреждений Республики Татарстан в сфере физической культуры и спорта.
  • Организация (совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан) мониторинга трудоустройства и закрепления молодых специалистов, выпускников физкультурно-спортивных и педагогических учебных заведений среднего и высшего профессионального образования.
  • Разработка и внедрение сквозных образовательных программ, обеспечивающих преемственность среднего и высшего профессионального образования по физической культуре и спорту.
  • Разработка и внедрение инновационных технологий и форм интеграции среднего и высшего физкультурно-спортивного и педагогического образования, соединяющих практико-ориентированный и фундаментальный подходы к подготовке кадров.
  • Улучшение качества подготовки педагогических кадров по физической культуре и спорту путем внедрения современных систем менеджмента качества образования, улучшения его учебно-методического, информационно- и материально-технического обеспечения.

 

 

1.4. Совершенствование системы повышения и профессиональной переподготовки физкультурно-спортивных,

 в том числе управленческих кадров

 

  • Организация (совместно с соответствующими министерствами Республики Татарстан) мониторинга потребностей профессионального роста и качества профессиональной деятельности физкультурно-спортивных, в том числе руководящих работников. 
  • Открытие Института повышения квалификации и переподготовки кадров, занимающегося проблемами повышения квалификации и профессиональной переподготовки физкультурно-спортивных и управленческих кадров.
  • Разработка и внедрение образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки физкультурно-спортивных и управленческих кадров на основе мониторинга их профессиональных потребностей.
  • Разработка и внедрение инновационных технологий повышения квалификации и профессиональной переподготовки физкультурно-спортивных и управленческих кадров.
  • Разработка и внедрение (совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан) региональной системы менеджмента качества дошкольного, общего и дополнительного образования детей по физической культуре и спорту.
  • Расширение многообразия форм, видов и уровней оказания образовательных и консалтинговых услуг в рамках развития системы второго и дополнительного образования в соответствии с потребностями инновационного развития региона и с целью повышения конкурентоспособности выпускников академии на рынке труда.
  • Расширение спектра и повышение качества программ послевузовского образования (аспирантуры и докторантуры).

 

Приоритет 2. Интеграция академии в мировое образовательно-научное, спортивное и культурное пространство 

 

2.1. Развитие образования на основе принципов Болонского процесса 

  • Развитие двухуровневой системы высшего профессионального образования.
  • Открытие магистратуры по ключевым направлениям профессиональной подготовки в вузе.
  • Внедрение образовательных стандартов третьего поколения.
  • Переход к компетентностно-ориентированному образовательному процессу, внедрение новых образовательных технологий, сокращение в учебных планах объема аудиторных занятий и повышение роли самостоятельной работы студентов.
  • Разработка сети экспериментальных учебно-научных инновационных центров для системного привлечения студентов и аспирантов к разработке научных и инновационных проектов.
  • Внедрение системы гарантии качества образования на основе международных стандартов.
  • Внедрение системы зачетных единиц.
  • Институциализация различных форм участия физкультурно-спортивной общественности, научного и профессионального спортивного и педагогического сообщества в управлении качеством образования в академии.
  • Создание условий для обеспечения академической мобильности обучающихся и сотрудников.
  • Участие в программах по обеспечению признания документов академии об образовании за рубежом, а также по получению совместных дипломов.
  • Разработка и реализация моделей экспорта образовательных услуг академии (совершенствование организационной базы академии по обеспечению экспорта образовательных и других профильных услуг, расширение ассортимента образовательных и других профильных услуг для стран СНГ и дальнего зарубежья, как по линии государственного заказа, так и на контрактной основе и др.) 

.2.2. Расширение международного сотрудничества в области физической культуры и спорта

  • Развитие системы научно-образовательных  и спортивных взаимосвязей с постоянными представительствами Республики Татарстан.
  • Создание на базе академии Международного образовательного центра FISU.
  • Развитие спортивного сотрудничества с отечественными и зарубежными физкультурно-спортивными вузами и спортивными центрами, с заинтересованными министерствами, ведомствами, организациями и учреждениями. 
  • Привлечение инвестиций на развитие спортивной деятельности, внедрение механизмов экономической мотивации тренерской работы.
  • Подготовка и реализация комплексной программы участия академии в подготовке и проведении всемирных спортивных студенческих игр – Универсиады-2013, предусматривающей укрепление физкультурно-спортивной материально-технической базы для подготовки студентов вуза к участию в Универсиаде и проведения тренировочных мероприятий в процессе самой Универсиады, профессиональную подготовку переводчиков с углубленным знанием спортивной терминологии, специалистов по социально-культурному сервису и туризму, гидов-экскурсоводов, тренеров; открытие целостного комплекса направлений переподготовки и повышения квалификации кадров, связанных с проведением Универсиады, в частности, с изучением иностранных языков, краеведения, культуры и т.д.

2.3. Развитие научного сотрудничества с отечественными и зарубежными вузами и научными центрами 

  • Усиление координации научно-исследовательской работы в академии, в частности, создание базы данных о темах и направлениях научно-исследовательской работы филиалов, кафедр, центров, а также студентов, аспирантов, докторантов, профессорско-преподавательского состава.
  • Создание благоприятных условий для становления новых перспективных научных коллективов, ведущих исследования в приоритетных научных направлениях, в интересах развития физической культуры, массового спорта, спорта высших достижений,  образования, культуры страны и региона. Развитие новых форм интеграции вузовской, академической и отраслевой науки.
  • Оптимизация баланса и расширение диапазона фундаментальных и прикладных научных исследований на основе приоритетного развития фундаментальных и межотраслевых исследований. 
  • Развитие научного сотрудничества с отечественными и зарубежными вузами и научными центрами, с заинтересованными министерствами, ведомствами, организациями и учреждениями региона: привлечение инвестиций на развитие научно-исследовательской деятельности, создание научно-инновационных структур, объединяющих научно-педагогический потенциал академии и возможности крупных вузов, научных учреждений, спортивных клубов, федераций и т.п. 
  • Создание в структуре Международного образовательного центра структуры по  изучению проблем межрегионального и международного сотрудничества (представительства).
  • Активизация работы по участию в конкурсах по региональным и федеральным (Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, программ Минобрнауки РФ и др.) программам, грантам.
  • Расширение участия в федеральных и международных научных проектах, фундаментальных и прикладных научных исследованиях: создание совместных научных центров, организация и проведение крупных научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров, конкурсов, олимпиад и др. по приоритетным направлениям научных исследований академии.
  • Привлечение инвестиций на развитие научно-исследовательской деятельности, внедрение механизмов экономической мотивации научной работы, в частности, создание системы научных грантов академии. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований.
  • Создание банка интеллектуальной собственности академии и разработка механизмов управления ими.

 

Приоритет 3.      Реализация материально-технических, научных, образовательных и иных условий для инновационного развития отечественного спорта, физической культуры и туризма

3.1. Совершенствование системы подготовки специалистов
физкультурного профиля

  • • Разработка и внедрение образовательных программ, охватывающим все аспекты физической культуры и спорта с учетом обучения, в том числе с использованием современных информационных технологий; создание соответствующего учебно-методического обеспечения. Усиление физкультурной составляющей в содержании образовательных программ гуманитарного профиля; расширение спектра направлений (специальностей), в состав которых физкультурная подготовка входит в качестве  компонента образования.
  • Разработка и внедрение современной системы управления качеством физкультурного образования в академии.
  • Организация повышения квалификации научно-педагогических и административных работников структурных подразделений академии, обеспечивающих реализацию образовательных программ (совместно с Министерством образования и науки РТ, Министерством по делам молодежи, спорту и туризму РТ).
  • Обновление и модернизация материально-технического, программно-информационного обеспечения кафедр, факультетов, институтов и других структурных подразделений академии, обеспечивающих реализацию образовательных программ.
  • Расширение направлений (специальностей) подготовки специалистов по физической культуре и спорту, улучшение их учебно-методической, материально-технической и др. обеспеченности, поддержка трудоустройства и закрепления выпускников в сфере образования, науки, физической культуры и спорта.
  • Расширение спектра направлений (специальностей) подготовки специалистов, способных работать в ближнем и дальнем зарубежье на основе программ, соответствующих по содержанию современным мировым стандартам.
  • Формирование виртуальной и электронной библиотек учебно-методической литературы, включающей научную, учебно-методическую и справочную литературу, периодические издания по проблемам физкультурного образования и пр.

 

3.2. Организация научных исследований физической культуры и спорта

  • Всемерная поддержка научных школ и создание благоприятных условий для становления новых перспективных научных коллективов, ведущих исследования в области физической культуры и спорта; разработка и внедрение системы финансирования научных исследований в области спорта.
  • Развитие аспирантуры и докторантуры, открытие аспирантуры и докторантуры по новым профильным специальностям.
  • Создание диссертационных советов по профильным научным направлениям, активизация деятельности действующих диссертационных советов в содействии проведению медико-биологических и психолого-педагогических исследований в сфере физической культуры и спорта.
  • Создание в академии структуры, обеспечивающей организацию и проведение исследований в области фундаментальных проблем развития физической культуры (оздоровительного, рекреационно-досугового и др. аспектов), методологических проблем детского, юношеского, студенческого спорта, массового спорта, спорта высших достижений, спортивной подготовки по приоритетным видам спорта.
  • Систематическое проведение научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров, конкурсов, олимпиад по проблемам физической культуры и спорта.
  • Организация совместных научных проектов с центрами науки, образования, физической культуры и спорта в России и за рубежом; привлечение научно-педагогических кадров образовательных и научных учреждений РТ и РФ для разработки образовательных программ; привлечение ученых РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья к совместным исследованиям, разработке и внедрению физкультурно-оздоровительных и спортивных проектов.
  • Издание специализированного журнала по проблемам физической культуры и спорта. 
  • Научно-методическое обеспечение проектно-внедренческой деятельности по разработке и апробации образовательных программ с физкультурно-спортивным компонентом. 

            3.3. Удовлетворение потребностей населения в приобщении к физической культуре и спорту

  • Разработка и реализация долгосрочных программ по приобщению учащихся, студентов к духовно-нравственным ценностям физической культуры и спорта.
  • Участие в организации и проведении местных, региональных, всероссийских и международных физкультурно-спортивных мероприятий (фестивалей,  праздников, соревнований и т.д.); обеспечение участия студентов и сотрудников академии в деятельности различных институтов (национальной прессе, фестивалях, телепрограммах и т.д.), поддерживающих развитие физической культуры и спорта.
  • Организация сети культурно-просветительских, физкультурно-оздоровительных и досуговых сервисов, доступных для населения города (в первую очередь, для студенческой молодежи).

 

Последовательная реализация указанных приоритетов и ключевых ориентиров позволит достигнуть устойчивого развития академии как одного из ведущих учреждений страны и региона в области образовательной, научной и практической инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта и повышения на этой основе его конкурентоспособности.