Д-р Джеральд Фриц: Прекрасно, что Катар получил право проводить чемпионат мира по футболу

14.12.2021 в (18:21)
Д-р Джеральд Фриц: Прекрасно, что Катар получил право проводить чемпионат мира по футболу

Одним из лекторов летней школы спортивного менеджмента, которую в партнерстве организуют Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма и Йенский университет (Германия) при финансовой поддержке программы немецких образовательных обменов DAAD, стал в этом году директор Немецкой олимпийской академии (DOA, Франкфурт), доктор Геральд Фритц.

Д-р Фритц имеет многолетний профессиональный опыт в области маркетинга, коммуникации, спонсорства и организации мероприятий в спорте. В его послужном списке работа заместителем генерального секретаря и главы отдела мотоциклетного спорта в Немецкой федерации автоспорта (DMSB), руководителем отдел маркетинга и спонсорства команды по американскому футболу "Frankfurt Galaxy", рекордсмена в NFL Europe. Во время чемпионата мира по футболу 2006 года в Германии Геральд Фритц координировал церемонии открытия и закрытия в качестве руководителя отдела и менеджера проекта, а также сопровождал выездное шоу ФИФА с чемпионатом мира по футболу по всей Германии. После этого он несколько лет работал в Qatar Stars League (QSL), профессиональной футбольной лиге Катара.  Д-р Фритц является членом Немецкого олимпийского общества (DOG) и Европейской ассоциации спортивного менеджмента (EASM).

Мы попросили ответить д-ра Фритца ответить на несколько наших вопросов.

- Считаете ли вы, что формы проведения спортивных мега-соревнований, начиная с чемпионата мира, чемпионата Европы, Олимпийских игр и т. д., должны измениться? И если да, то какие изменения должны произойти?

- Это факт, что спортивные мега-события, такие как Олимпийские игры или чемпионат мира по футболу, уже находятся в переходном периоде. Ключевым моментом здесь является рост освещения в СМИ. Это обеспечивает более глобальный доступ к спортивному контенту через телевидение и социальные сети. ФИФА в настоящее время планирует проводить чемпионат мира по футболу с 2028 года раз в два года, а не каждые четыре года. Продажа прав СМИ на ключевых рынках Северной Америки и Европы позволит ФИФА как правообладателю получить больше прибыли, в том числе потому, что в турнире будут участвовать 48 команд вместо 32. Это будет 80 матчей чемпионата мира, которые будут транслироваться по телевидению. С другой стороны, ключевое слово - дигитализация. МОК как правообладатель проводимых раз в два года Олимпийских игр основал в 2016 году Olympic Channel, который круглосуточно и без выходных освещает олимпийские виды спорта в течение всего года. Сделав это, МОК превратился в «компанию по производству новостей». Это говорит о стремлении стать более независимыми от теле- и медиа-компаний.

- На чемпионате Европы по футболу 2020 года возникла полемика вокруг отказа Роналду пить пиво и газированный прохладительный напиток «от спонсоров» на пресс-конференции. Как корпорациям и организаторам турниров поступать в таких ситуациях?

- Это действительно сложный вопрос. Всем известно, что чрезмерное потребление вредных для здоровья продуктов увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний, высокого кровяного давления, ожирения, диабета и так далее. Один литр газированного напитка содержит около 35 «кубиков» сахара. Так как же производитель такого продукта может быть одним из главных партнеров МОК, ФИФА, УЕФА и спонсировать их мега-популярные спортивные мероприятия на миллиарды долларов? В маркетинге мы говорим о конвергенции. Маркетинг будет лучшим и наиболее аутентичным, если между спортивным товаром и коммерческим брендом будет сильное соответствие. Конечно, мы здесь не видим этой связи. Но с точки зрения маркетинга Coca-Cola демонстрирует сообразительность. В течение многих лет они понимали, как использовать глобальный спорт, чтобы извлечь выгоду из его положительной коннотации и его положительного ценностного контекста. Кроме того, они оказывают финансовую поддержку массовому спорту, без которой он не развивался бы. Так, можно утверждать, что это корпоративная социальная ответственность Coke. С другой стороны, поведение Роналду указывает на то, что игроки и спортсмены больше не принимают это «нездоровое» несоответствие. Здесь МОК, ФИФА и УЕФА должны найти новые пути и проявить творческий подход к представлению своих партнеров. Обеспечение продакт-плейсмента Coca Cola и Heineken Beer, хотя и безалкогольного, во время пресс-конференций, похоже, больше не является правильной стратегией. Почему бы им не демонстрировать свою исключительность, организовав индивидуальные презентации, которые подходят гораздо лучше и не оскорбляют игроков и болельщиков.

- Вы работали c «Франкфурт Гэлакси», старейшей командой по американскому футболу в НФЛ Европы. Почему американский футбол не популярен в Европе, хотя футбол в США развивается неплохо. Может быть, маркетинг не в состоянии изменить традиционное отношение к спорту?

- Текущая ситуация с американским футболом в Германии показывает, что он растет. На самом деле, в настоящее время мы наблюдаем ажиотажный интерес к американскому футболу в Германии. Это, безусловно, связано с освещением в СМИ на телевидении и в социальных сетях, но, что более важно, с молодым поколением немецких игроков, которые прошли свой путь в НФЛ. Так что надо внимательно следить за тем, как это будет развиваться дальше. В Германии сейчас происходит еще одно интересное событие. Это недавно созданная Европейская футбольная лига (EFL), основанная Патриком Эсуме, который имеет два титула чемпиона мира по футболу в качестве тренера в NFL Europe. Шесть из восьми команд EFL - немецкие. Это очень хорошо указывает на потенциал рынка американского футбола в Германии.  Здесь явно прослеживаются параллели с бывшей НФЛ Европа, которая существовала с 1991 по 2007 год, как продукт НФЛ. Почему проект не удался? На самом деле главной проблемой было невежество высшего руководства НФЛ, которое не видело положительных сдвигов в те годы, когда средняя посещаемость составила 20 000 зрителей. Но новый комиссар НФЛ Роджер Годделл был убежден, что только игры настоящих команд НФЛ, таких как «San Francisco 49ers» или «New England Patriots», будут способствовать дальнейшему развитию этого вида спорта на зарубежных рынках, таких как Германия. НФЛ-Европа была закрыта, но с тех пор матчи НФЛ успешно продавались только в Лондоне. Ни Франкфурт, ни Берлин, ни Дюссельдорф - бывшие лидеры НФЛ Европы - не были заинтересованы в уплате непомерных гонораров за выступления команд НФЛ, игроки которых были в основном неизвестны немецкой публике, и в их составах не было ни одного немецкого игрока.

- Вы работали в Qatar Stars League (QSL), профессиональной футбольной лиге Катара. Чемпионат мира по футболу 2022 года пройдет в этой стране. Что футбол значит для Катара? Похоже, что там не слишком беспокоится о финансовой выгоде своих инвестиций. Что будет после чемпионата мира с инфраструктурой, которая была построена к чемпионату мира по футболу 2022 года?

- Конечно, у нас, в целом, двойственное отношение к Катару, принимающему чемпионат мира по футболу 2022 года. Это очень маленькая страна - вдвое меньше земли Гессен в Германии - и большая ее часть состоит только из пустыни с жарким климатом. Однако, поскольку я проработал в Катаре пять лет, должен отметить, что это прекрасно, что они получили право проводить чемпионат мира по футболу. В этой небольшой стране проживает около 2,7 миллиона жителей, из которых катарцы - только 15 процентов. Остальные - экспатрианты со всего мира. Катар - многокультурная нация. Возраст более 50 процентов населения Катара составляет 25 лет и моложе. Эти молодые люди, которые любят футбол. Это то, что я видел и чувствовал. Молодое поколение Катара любит Роналду и Месси, мадридский «Реал» и мюнхенскую «Баварию», так же, как и наша молодежь. Это сказка, что катарцы интересуются только верблюжьими бегами, коневодством и соколиной охотой. Конечно, это их традиция, но современный Катар в плане спорта такой же, как и весь остальной мир. ФИФА насчитывает более 210 федераций-членов, и Катар является одной из них. Это важнее, чем мнение, будто ФИФА хочет идти в новом направлении и вместе со своими спонсорами хочет осваивать новые рынки. Так почему бы не позволить Катару принять чемпионат мира 2022 года? Инфраструктура, которая будет построена к чемпионату мира по футболу, является частью Национального видения Катара до 2030 года. Видения, которое направлено на то, чтобы подготовить Катар к будущему и стать независимым от ископаемого топлива. Чемпионат мира - это всего лишь один шаг на этом пути.

Но, конечно, есть и критика. Что стране не нужны восемь стадионов чемпионата мира по футболу вместимостью 45 000 мест, плюс Лига звезд Катара после чемпионата мира. Хотя, конечно, есть планы изменить размеры стадионов позже. Плюс в заявлении ЧМ-2022 говорится: «Первый ЧМ арабского мира». И разве он не стал бы первым, если бы соседние с Катаром страны, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, такие, как ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, Оман и Саудовская Аравия вошли в число соорганизаторов?

- Какой совет вы бы дали человеку или организации, которые хотели бы развивать в своей стране спортивную дисциплину, которая популярна на другом континенте, но малоизвестна в их родной стране?

Конечно, я бы посоветовал проявить непредвзятость и попытаться вывести ее на внутренний рынок, как оригинальную спортивную дисциплину. Необходимо сделать акцент на том что соответствует потребностям и традициям вашей страны, но не отнимать фундаментальные характеристики исходной спортивной дисциплины. Также убедитесь, что вы точно знаете свои целевые группы и найдете свою нишу. Делайте это шаг за шагом - скорее всего, есть только один шанс сделать это правильно. Сделайте долгий вдох и наберитесь решимости, и, что наиболее важно, развивайте собственных игроков и создайте лигу, в которой будут задействованы самые талантливые спортсмены, появившиеся в результате реализации массовых программ. Приведу вам пример. Регби - это глобальный вид спорта. Хотя он имеет давние традиции в Германии, в настоящее время у него нет большого потенциала из-за отсутствия финансирования, сложных правил, небольшого количества игроков и низкого общественного интереса. После Рио-де-Жанейро в 2016 году регби-7 стало олимпийским. И теперь в Германии прилагаются большие усилия, чтобы развить этот молодой, современный, динамичный, атлетичный и очень телегеничный вид спорта. Можно привлечь существующие национальные таланты из других видов спорта, таких как легкая атлетика и другие командные виды спорта, в современное олимпийское регби, как мужское, так и женское. И успехи не заставили долго ждать: мужская команда Германии выиграла чемпионат Европы по регби-7 в 2019 году и заняла второе место на чемпионате Европы 2021 года.