Эвлия Шакирова: амбиции тренера и родителей не так важны, как счастье ребенка

09.07.2021 в (18:17)
Эвлия Шакирова: амбиции тренера и родителей не так важны, как счастье ребенка

25 июня мастер спорта по художественной гимнастике Эвлия Шакирова на «отлично» защитила выпускную квалификационную работу в Поволжском университете спорта и завершила обучение в вузе. Учитывая, что она со второго курса тренирует детей в спортшколе, «взрослая жизнь» для выпускницы началась уже довольно давно.

Эвлия за время учебы в университете успела поработать тренером в Майами и Лондоне. Еще одним запоминающимся моментом ее студенческой жизни стало участие в конкурсе «Педагогический дебют». Эвлия победила, представив на суд жюри эссе на тему «Здоровое поколение – будущее нации». За жизнеутверждающим заголовком скрывалась ее глубоко личная история, на примере которой она постаралась раскрыть проблему психологического насилия в спорте…

Знания, которые она получила в вузе, с успехом применяет теперь, работая с детьми в школе «Грация». Ее тренерскими подходами остались довольны заграничные работодатели. Эвлия не скрывает, что в работе учитывает негативный личный опыт, полученный в детстве. И отношения с родителями юных граций она строит, основываясь на собственных, не самых радостных, детских воспоминаниях...

- Многие родители сегодня пытаются сделать из своих детей чемпионов в младшем возрасте. Если в 12-13 лет видно, что гимнастка может достигнуть определенных результатов, перед ней ставится соответствующая цель. Но я знаю, что и в Украине, и в России во многих школах до сих пор с 6-8 лет уже занимаются по 4 часа в день. Не считая хореографии. Ненормированная нагрузка на детей – неприемлема! Если маленьких детей мучают, чтобы добиться результата на соревнованиях – это, на мой взгляд, совершенно неправильно! В Москве на соревнованиях я наблюдала за сверстниками моих воспитанниц. Дети делали уже невероятные вещи. Но я-то понимаю, сколько нужно для этого тренироваться. Подошла, спросила, и мне сказали, что да, тренируются 5 раз по 4 часа. Это, считаю, ненормально. У нас в школе «Грация» мы занимаемся по утвержденной программе, у меня тренировки три раза в неделю по 1,5 - 2 часа. И мне кажется, руководство довольно моей работой и отношением к детям.

Что делать родителям, если они видят, что ребенок страдает и не хочет продолжать заниматься спортом?

- Сменить тренера или сделать перерыв. И желание появится. Гимнастика - интересный вид спорта для детей, нужно мотивировать роликами, интересными упражнениями. Дети разные – кому-то жесткий метод вреда не принесет. Другому только скажи плохое слово, запомнит навсегда. Совершив акт психологического насилия можно сделать только хуже. Надо уметь договариваться и любить ребенка. Возможно, в самом начале, когда он только знакомится с видом спорта и жалуется на дискомфорт, нужно перетерпеть. Но через год-два нужно уже смотреть на причину.

- Жесткий тренер - это нормально?

- Мое мнение - нет. Правда, есть родители, которые думают иначе. Я тоже могу, конечно, наорать на ребенка, но потом очень жалею. Подзываю, объясняю, почему это произошло. Конечно, иногда необходимо быть твердой. Могу отправить ребенка домой. Говорю: «Вы приходите сюда тренироваться. Если не нравится, уходите». Они сразу задумываются. Все родители говорят, что дети меня обожают. И уважают. Был случай: дети собрались и не заходили в зал, пока я не пришла. «Мы вас ждем, потому что уважаем»,   говорят.

Я тренирую, основываясь на собственном опыте, как гимнастки, адаптировав его под детей. И с применением знаний, полученных в вузе. Здесь я многому научилась: понимаю, как работают мышцы. Можно придумать массу упражнений с учетом этого! Динамические, статические, изометрические, пассивные, активные… И, конечно, я не всегда мягкая и пушистая. «Включаю» строгий голос, командирский, если вижу, что они на шею подсаживаются. Сразу понимают,  что перегибают. Стараюсь с ними много общаться.

Окончательно Эвлия определилась с будущей профессией на втором курсе.

- Директор школы «Грация» увидела меня на показательных выступлениях, я ей понравилась, и она предложила мне поработать. Через полгода поняла, что мне нравится тренировать детей. Забросила все прочие увлечения -  танцы, пение - сконцентрировалась на учебе и освоении профессии.

Первый тренерский опыт приобрела в США.

- Еще до поступления в вуз съездила летом на 2 месяца в Майами, куда меня пригласила подруга по сборной Украины. У меня как раз была действующая виза, а тренеру в Майами, которая тоже переехала в США из Украины, требовалась помощь. У нее там свой зал. В Америке мне очень понравилось. Я еще сомневалась, получится ли тренировать детей на английском. Но плюс Америки в том, что из-за твоего плохого английского на тебя никто не будет смотреть свысока. Ты можешь говорить с ошибками, и все тебя будут понимать и говорить: «Вау!» Подскажут, если не знаешь, как сказать или не понял. В Маймаи вообще половина населения говорит на испанском.

- Многие ваши коллеги вам скажут, что иначе не добиться результатов.

- Скорее всего, так и скажут. Но, по-моему, в 6-8 лет гнаться за победами заставляют лишь амбиции тренеров и родителей. В 12-13 лет можно переходить на нагрузки по 4 часа в день, но раньше - организм не справляется. На уровне сборной жесткий подход, думаю, оправдан. Там действует принцип, что незаменимых не существует. Не справляешься, что-то не устраивает, следующая стоит за плечом.

- Вам не кажется, что у вас позиция тренера заранее потерпевшего поражение, смирившегося с тем, что ее воспитанники не станут чемпионками?

- Почему!? Для меня эта позиция абсолютно выигрышная. Высоких результатов добиваются единицы. Пусть у меня не будет олимпийских чемпионов.  Для меня главная цель - всестороннее развитие ребенка, чтобы он чувствовал себя потом в жизни хорошо. В этом смысле родительское признание очень важно!.. Что для меня успех? Это не разовая акция, он состоит из многих маленьких вещей. Вот у меня ребенок выучил сложный элемент - это успех. В 3 года девочка пришла ко мне, ей сейчас 6 лет, на соревнованиях она встает на пьедестал. Это успех. Выполнила разряд, повышает квалификацию – успех! И когда родители подходят и благодарят за эти результаты, которых у другого тренера не было, приятно. Но если решат перейти к другому тренеру и пойдут своим путем? Расстанемся. Вижу, что многие из тех, кто больше занимается в зале, те, на кого давят, выше по качеству исполнения. Но я не гонюсь за сиюминутным результатом, не сравниваю уровень детей, данные у всех разные. Сравниваю только исходный уровень ребенка и то, чему научился за определенный промежуток времени.

К счастью, многие родители разделяют принципы Эвлии: 

- Есть родители для которых нормально соревноваться: у кого лучше ребенок. И если они видят, что ребенок не преуспевает, давят и всю ответственность перекладывают на ребенка. Сам виноват, не дорабатывает и вообще,им должен. Мне повезло, мне пока родители адекватные попадаются. Один раз только попросили быть пожестче с ребенком. А так, всегда за меня и мои методы.

Вице-президент Федерации художественной гимнастики РТ Лилия Шафеева разделяет позицию Шакировой:

- Я всегда была против жестких методов. Нужно стремиться к единству тренера, родителей и ребенка, но не приступая грани разумного. Никакого насилия! Только поддержка! Но, увы, я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда родители любой ценой хотели выбить из ребенка результат. Маленький ребенок, а против него двое или трое взрослых. Что он должен испытывать? Только страх. На этом нельзя строить отношения. Я и с тренерами говорила, и с родителями. Другое дело, если ребенок понимает и хочет, нужно учить его добиваться цели через преодоление себя. Поддерживая, без давления и насилия со стороны родителей. Нельзя говорить тренеру, что ему разрешается быть жестким, ругать и кричать на ребенка. Если слышу такое на тренировках, говорю: «Еще раз взвизгнешь - выгоню!» Если они тебя не слышат, значит, не доносишь правильно.