AAA

Воспитание. Эффект присутствия

25.02.2021 в (23:06)
Воспитание. Эффект присутствия

Всероссийский семинар-совещание вузов состоялся в Москве. Около 700 специалистов обсуждали подготовку рабочих программ воспитания образовательных учреждений. Согласно Федеральному закону №304, принятому в мае 2020 года по инициативе Президента России Владимира Путина, программа воспитания, разработанная каждым вузом самостоятельно, согласно шаблону, представленному рабочей группой, должна стать составной частью всех без исключения образовательных программ учебного заведения.

По словам начальника Управления по работе с молодежью и корпоративной политике Поволжской академии Екатерины Косуровой, работа участников семинара после пленарного заседания и представленных итогов деятельности рабочей группы Департамента государственной молодежной политики Минобрнауки России, продолжилась в группах по восьми образовательным профилям. Каждая команда, обсудив представленные документы (рабочую программу и календарный план воспитательной работы) на примере одной из образовательных программ, сделала свои выводы, указала на риски и особенности ее реализации на практике. С учётом того, что программы воспитания в вузах должны быть интегрированы в образовательный процесс уже с 1 сентября 2021 года, руководителям образовательных программ и воспитательных подразделений вузов предстоит большая и кропотливая совместная работа.

Примеры успешного внутривузовского взаимодействия есть. В Московском государственном университете пищевых производств, где проходил семинар, программа воспитания уже стала составной частью образовательного процесса. Но коллективные экспертные оценки собравшихся для обсуждения специалистов обозначили, что у важного и нужного вузам процесса есть "узкие" места, такие как аттестация, критерии оценки эффективности воспитательной работы, а также качество и влияние созданной в каждом вузе воспитательной среды. Ведь в показателях невозможно измерить зрелость личности, воспитанность или любовь к родине.

В связи со спецификой вузов и регионов, где они расположены, программы воспитания обязаны учитывать региональные компоненты создания воспитательной среды, но главное, подход к реализации должен стать системным и регулярным. При составлении документов рекомендовано сохранять традиции вуза, исходя из особенностей уже сложившейся в вузе воспитательной среды, структурировать, а не ломать, используя опыт лучших российских научных школ. Чтобы эффект присутствия воспитания в образовательном процессе стал сильнее и убедительнее, но не потерял своего главного смысла - любви к тем, за кого мы в ответе.